Евгений Сайкин
СЕО Выбирай.Next
Если у вас крупный региональный холдинг с большим количеством собственных успешных площадок в интернете, с отличной посещаемостью и многолетней историей - то этот материал явно не для вас. Хотя, признаюсь, что таких независимых компаний в регионах пока не очень много.


Что выгоднее - разработка собственного медиа-портала или покупка франшизы?
Плюсы и минусы двух путей развития на региональном рекламном рынке
Если же вы только задумываетесь о создании собственных проектов в сети или ваш цифровой рекламный бизнес в регионе только начинается, то эта статья будет для вас очень полезна и, возможно, поможет избежать дорогостоящих ошибок. В ней мы с коллегами постарались честно и откровенно рассказать о подводных камнях на пути digital-трансформации вашего бизнеса.

В 2017 году затраты на рекламу в интернете превысили затраты на телевизионную рекламу. На фоне падающей печати, стагнации наружной и радио рекламы, стало абсолютно очевидно, что без диджитал составляющей рекламному бизнесу в регионах придется существовать на уровне доширак-рентабельности.

Сила инерции клиентов в регионах велика, но тренд однозначен - интернет это секси, оффлайн для малого и среднего бизнеса все менее и менее привлекателен. Я общаюсь с большим количеством руководителей региональных СМИ и классических рекламных агентств и практически каждый озвучивает эту боль - нужно как-то выходить на интернет-рынок, что-то нужно делать… Проблема усугубляется отсутствием необходимых компетенций как у сотрудников, так и у самого собственника.

Одним из вариантов может быть собственный городской портал, мобильное приложение – своя площадка. И здесь, по озвученным выше причинам, начинается бесконечный водоворот сомнений и откладываний принятия решения. А время идет.

Поэтому давайте разберём по шагам, с чем вам придётся столкнуться, если вы решили развивать в регионе свою площадку?


Вариант 1
Пилим сами
Что придется сделать или заказать у подрядчиков?

Оговорюсь, что в данном примере я не рассматриваю совсем уж маргинальные варианты типа покупки шаблона в стоке и быстрой верстке на wordpress, так как на мой взгляд, это тупиковая ветвь развития.

Маркетинг
Без изучения рынка никуда. Важно проанализировать все конкурирующие проекты, объемы и качество трафика, состав и интересы аудитории, контентную направленность, способы монетизации проектов, объемы продаж, продвижение. И определить по каждому пункту ниши для развития своего проекта.

Время: 1, 5 месяца.
Стоимость: около 100 000 рублей.

Экономика
Исходя из выбранной ниши, необходимых минимальных порогов трафика, контента, продвижения, способов монетизации и продаж, считаем сколько денег необходимо будет тратить на поддержку проекта после его запуска и как полученная сумма сопоставляется с долей рынка на которую вы будете претендовать. Важно прикинуть стоимость привлечения одного читателя и одного рекламодателя, а также примерно посчитать LTV.

Время: 1 месяц.
Стоимость: около 100 000 рублей.

Формирование команды
В отсутствие у собственника глубоких компетенций в диджитал - задача практически обречена на провал: на рынке страшный дефицит квалифицированных кадров, да и проверить уровень реальной экспертизы у кандидата некому. Вот примерный список людей, которые вам потребуются:

  • проектировщик
  • верстальщик
  • системный архитектор / тимлид
  • от 2 до 4 разработчиков под web,
  • как минимум по одному разработчику на каждую из платформ (iOs и Android)
  • UX-проектировщик
  • Дизайнеры под web и мобильные интерфейсы
  • Менеджер проекта
Если вы хотите внедрить scrum, а его лучше внедрить, вам нужен будет еще и scrum-мастер.

Время на формирование: 3 месяца.
Стоимость услуг HR: от 200 000 рублей
Стоимость команды: от 300 000 до 1 500 000 рублей в месяц

SEO-проектирование
Существует распространенное мнение, что сначала нужно запустить сайт, а потом заниматься его поисковым продвижением. На самом деле это не так - SEO-проработку проекта нужно делать еще до написания ТЗ. Она включает в себя кластеризацию существующих запросов, составление семантического ядра и оптимизация структуры и редполитики под это ядро.

Время: 1, 5 месяца.
Стоимость: от 100 000 до 250 000 рублей.

UX проектирование
Очень большая работа, которая включает в себя: интервью с пользователями, проверку гипотез, изучение внешнего опыта, тестирование и собственно проектирование интерфейсов, бизнес-процессов и стандартов, формирующих у читателя и рекламодателя позитивный потребительский опыт. Причём, помимо собственно проектирования, эти все инструменты нужно внедрить и постоянно оптимизировать, чтобы труд не пропал зря, и качество вашего сервиса не упало.

Время: 4 месяца.
Стоимость: от 300 000 до 1 000 000 рублей.

ТЗ на разработку

Даже если вы планируете создавать проект на готовой CMS, например, на Битриксе или Drupal, без подробного технического задания дело не сдвинется. Подготовка ТЗ также требует серьезного уровня компетенций и включает в себя такие пункты, как разработка структуры, набор модулей и блоков, правила вывода страниц, описание сервисов, интеграций, требования к аппаратному обеспечению серверной и клиентской части и т.д. и т.п.

Время: 2 месяца.
Стоимость: от 100 000 до 250 000 рублей.

Дизайн шаблонов страниц
Если вы легко с ходу нарисуете в блокноте 30 прототипов страниц, смело умножайте количество необходимых вам шаблонов на 10! И закладывайте еще столько же на процесс доработки.

Время: 3 месяца.
Стоимость от 300 000 до 600 000 рублей.

Тестирование

Практически не прекращающийся процесс. Ищем баги – фиксируем – оптимизируем – снова тестируем. А если ошибок больше нет? Просто поверьте – они будут))

Программирование
Собственно сама разработка продукта. Самый трудоёмкий процесс, в течение которого вы, скорее всего, неоднократно пожалеете, что ввязались в это дело (если, конечно, не пожалеете на предыдущих этапах).

Время: 6-8 месяцев.

После того, как вы со всеми предыдущими пунктами разобрались, можно ее запускать, а самому параллельно заняться следующим:

  • Выбор доменного имени.

  • Выбор варианта хостинга согласно требованиям по безопасности, отказоустойчивости, быстродействию и т.д.
Итого разработка
21 месяц

Общее время
1,2 - 2,25 млн. руб.

Общая сумма
Поздравляю, вы почти у цели!

Теперь осталось проделать все то же самое с мобильным приложением для IOS, с мобильным приложением для Android и … мобильной версией сайта, если вы сразу не заложили адаптивность в проект.

Пара слов о ежемесячных затратах на поддержку и развитие собственного регионального портала и мобильного приложения. Без учета офиса, ФОТ, маркетинга и других накладных расходов:

  • Хостинг. 25 000 - 120 000 рублей
  • Тех. поддержка сайта и приложений 50 000 - 200 000 рублей
  • SEO продвижение. 30 000 - 70 000 рублей
  • ASO продвижение. 30 000 - 70 000 рублей

    Итого поддержка
    Сумма за месяц
    0,2 - 0,7 млн. руб.
    Какие есть минусы у этого варианта?
    На мой взгляд, они вполне очевидны:

    Минусы

    • Время. От момента начала разработки проекта до нормальной эксплуатации пройдет не меньше 1,5 лет. Для сегодняшних скоростей - непозволительная роскошь - технологии и рынок меняются очень быстро.
    • Стоимость разработки. Инвестировать 1- 2 млн. рублей только в создание проекта для одного города в сегодняшних реалиях может позволить себе не каждая компания.
    • Стоимость поддержки. Когда смотришь на эти цифры, работая на рынке условного Копейска, то сразу хочется их развидеть)
    • Стоимость развития. Медийные и около-медийные проекты в диджитал требуют постоянного развития - новых сервисов, новых моделей монетизации, оптимизации интерфейсов и тд. Чаще всего рынок отдельно взятого региона сильно ограничивает возможности выделять средства на это.
    • Риск выйти за рамки изначального бюджета - несмотря на все усилия и эффективное планирование. Помните - "за время пути собака могла подрасти"? Это как раз тот случай.
    • Риск получить не тот продукт. Причин может быть множество - смена команды разработки, внезапный запуск лобового конкурента или другая рыночная ситуация, которая потребовала резкого разворота в разработке.
    • Риск втянуться в зомби-историю. Согласитесь, что потратив пару лет жизни и несколько миллионов рублей вы будете обманывать себя и тянуть проект дальше, даже если он не оправдал надежд. И потратите в итоге еще больше времени и ресурсов.
    Теперь о плюсах:

    Плюсы

    • В процессе разработки и запуска проекта вы и команда сможете значительно повысить свои компетенции.
    • Вы всегда сможете принимать самостоятельные решения о том, куда и как развивать продукт.
    • В случае успеха, такой проект может стать хорошим активом.
    • Эмоциональное состояние - "это мое и только мое!"
    Вариант 2
    Работаем по франшизе
    Что придется сделать самим:

    Маркетинг
    Все то же самое, что и в первом варианте плюс синхронизация полученных выводов с тем, какие решения предлагаются на рынке франшиз.

    Время: 1, 5 месяца.
    Стоимость: от 0 до 100 000 рублей.

    Экономика
    Опять же считаем все затраты стартовые + постоянные и сравниваем с ожидаемой выручкой. Вдумчиво.

    Время: 1 месяц.
    Стоимость: от 0 до 100 000 рублей.

    Формирование команды
    Без команды никуда и в этом варианте! Но здесь вам скорее всего поддержку окажет компания - владелец франшизы. Как правило, штатное расписание и требования к соискателям уже оформлены, тестовые задания описаны.

    Время: 1, 5 месяца.
    Стоимость: От 0 до 100 000 рублей.

    Запуск проекта
    После того, как вы определились с выбором франшизы, вам потребуется закрепить отношения документально и внести первый взнос.

    Время: 1 месяц.
    Стоимость: от 80 000 до 700 000 рублей.
    Итого запуск
    3 месяца

    Общее время
    0,08 - 1,0 млн. руб.

    Общая сумма
    Вуаля!
    Ваш проект запущен, все, что связано с проектированием, дизайном, разработкой, тестированием и т.д. уже решено. Также, как и вопрос с ежемесячными затратами на хостинг и техническую поддержку.

    А Какие ежемесячные затраты остаются?
    Не учитываем, как и в первом варианте: аренду офиса, ФОТ, маркетинг и другие накладные расходы. Остаётся только:

    • Партнерский взнос. 10 000 - 100 000 рублей
    Итого поддержка
    Сумма за месяц
    0,01 - 0,1 млн. руб.
    Разумеется есть минусы:

    Минусы
    • Вы не можете принимать самостоятельное решение о векторе развития продукта, о его функциональности, дизайне и т.д.
    • Владелец франшизы может существенно изменить условия работы, если, конечно, это предусмотрено договором.
    • Вы не владеете активом, и можете потерять франчайзинговый контракт, если не будете соблюдать условия договора.
    • Эмоциональное состояние - " Это не только мое, я не самый главный!"
    И плюсы соответственно:

    Плюсы
    • Время. Как известно, это единственный невозобновляемый ресурс. Поэтому возможность начать работать на диджитал рынке уже через 2-3 месяца после принятия решения, пожалуй, главный плюс франшизной модели.
    • Возможность потрогать продукт заранее - если это успешная франшиза, то многие ваши коллеги в других городах уже работают с ней. Вы можете изучить портал, мобильное приложение еще до того, как примете решение. Можно попросить владельца франшизы показать как выглядит проект изнутри, поговорить с теми, кто уже является партнером франшизы.
    • Отсутствие необходимости глубокой экспертизы. Конечно, экспертом вам стать предстоит в любом случае, если вы хотите работать с интернет-рекламой, но начать можно практически с нуля.
    • Стоимость входа. В этом варианте за разработку ничего платить не нужно и общая стоимость входа на рынок меньше в разы.
    • Стоимость поддержки. То же самое - меньше, чем в собственном продукте в несколько раз.
    • Стабильность. Успешная франчайзинговая сеть более устойчивая модель бизнеса, чем отдельно взятый проект в отдельно взятом городе. Поэтому можно не волноваться о том, что владелец франшизы перестанет поддерживать продукт.
    • Коллективный разум. Каждая компания, каждый проект постоянно проверяет десятки гипотез, придумывает сотни новых идей, фишек, стандартов для работы с клиентами. Представьте во сколько раз больше эффективных решений находится во франшизной сетке просто потому, что с одним и тем же продуктом работает огромное количество людей в разных городах. И вся это накопленная база знаний доступна вам с самого начала.
    • Стоимость выхода. Если вдруг вы начали работать с франшизой и по каким-то причинам поняли, что это не ваше, то завершить проект можно быстро и дешево. Вам не придется увольнять разработчиков, распродавать сервера и т.д. Уведомление партнеру за месяц и вы свободны от всех обязательств. Согласитесь, что это большой плюс, если вы привыкли быстро принимать решения.
    • Стоимость актива. Если ваш проект оформлен в отдельное юрлицо, то вы всегда сможете продать его, несмотря на то, что это франшиза.
    Если подытожить, то главное преимущество франшизы – скорость и существенно меньшее количество подводных камней. Особенно, если в цифровом рекламном бизнесе вы новичок. Многие вещи в современном мире устаревают быстрее, чем успевают появляться, поэтому вдумчивое изучение и получение опыта через набивание шишек может стоить очень дорого. Непозволительно дорого. От этого и страхует франшиза. Взамен вы получаете немного меньше свободы в принятиях решений, но и меньше рисков. А вот в деньгах выигрываете. Решать вам.

    Надеюсь, что вы не зря потратили время и вам было полезно это сравнение. Какой бы путь развития вы не выбрали, пусть все получается!

    А если будет желание поговорить об этом или задать пару вопросов - пишите мне в Facebook, не стесняйтесь! Я буду рад пообщаться))

    Евгений Сайкин
    СЕО Выбирай.Next



    https://www.facebook.com/evgeniy.saikin